[главная] - [история города] - [история герба] - [природа] - [хозяйство] - [храмы] - [население] - [культура] - [города России] - [наш край]

Народные традиции

       Для населения Белгородской губернии XVIII век был периодом, когда семья, как и общество этого времени, носили патриархальный характер. Предпочтение отдавалось мужчине и старшему по возрасту. Быт и нравы того далекого времени дают картину устойчивой сферы этнического своеобразия. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и, передаваемые из поколения в поколение, сохраняли традиции, обряды и пережитки. Неограниченной властью среди домочадцев пользовался глава семьи. Его приказы выполнялись беспрекословно, обязанности распределялись по половозрастным группам, в разделении труда также сохранялись обычаи – сугубо мужские и сугубо женские.

       В Белгородско-_Курском крае семья не была многочисленная, в среднем из 7-8 человек, но были семьи до 14 и даже свыше 20 человек. Как правило, неизбежными были разделы каждого двора, надельной земли и имущества. А престарелые родители обязательно указывали в завещании, с кем из сыновей они предпочитают доживать свой век.

       Получали свое развитие родственные связи, вытекающие из самой семьи, а также дружеские связи, “кумовство и сватовство”, возникавшие в процессе совместного проживания и независимые от родства.

      Времена года, сельскохозяйственные работы, церковно-христианские праздники способствовали проведению ритуалов, празднеств, обычаев. Обрядов, вобравших в себя быт, нравы и опыт многих поколений поселян Белгородско-Курского края с переплетение давних народных традиций далеких предков.

     Предновогодние и новогодние праздники – сочельник, Рождество, Василин вечер, Новый год, Крещение – были особо почитаемыми. В этот период повсеместно устраивали гадания, колядки, шествие ряженых, катание на лошадях, массовые гуляния. Наиболее яркими из весенних праздников были масленица, Пасха, Троицын день.

      Из летних праздников выделялся июльский – 7 июля – Рождество Иоанна Крестителя – праздник летнего солнцестояния., веселый, нарядный, с хороводами, купанием и гаданием – праздник Ивана Купалы, или Иванова дня. В нем соединились в народном сознании древние языческие представления о животворящей силе природы, очистительной силе воды и огня и о крещении водой Иисуса Христа Иоанном Предтечей.   Этот праздник наши предки считали началом лета, когда солнце поворачивало на зиму, а лето на жару.

        12 июля – праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – в народе слывет под именем Петрова дня, когда день убывает, жара прибывает. С этим днем в народном сознании связывались пережитки древнего языческого праздника солнца. Молодежь в старину собиралась накануне Петрова дня караулить восход солнца, чтобы увидеть. Как оно играет. В честь солнца молодежь качалась на круглых качелях, водила хороводы.

       На Петров день раньше крестьяне заключали всевозможные хозяйственные сделки. Он считался срочным днем – уплаты пошлин, налогов, в селах проводились Петровские торги – ярмарки.

       14 августа – праздник 1-го Спаса, открывающего серию праздников (всего три) Спаса, отмечаемых в августе.

       Первый Спас народ именовал медовым. Пчеловоды в этот день подрезают соты, несут в церковь освящать мед и им разговляются. Этот день открывал посевы озимых.

       С 14 августа. 1-го спаса, начинается Успенский двухнедельный пост до 28 августа – дня памяти Успения Пресвятой Богородицы. Это пост называл народ Спасовками.

      19 августа – двунадесятый христианский православный праздник Преображения Господня. В нашем крае крестьяне отмечали этот праздник как праздник земных плодов. К этому дню попевают яблоки, их торжественно освещают в храме и разговляются. Есть яблоки до 2-го спаса почиталось за грех. Это также был праздник встречи осени.

     29 августа широко отмечался в Белгородско-Курском крае 3-й Спас. В этот день церковь вспоминает событие, связанное с перенесением Нерукотворного образа Иисуса Христа из Едессы в Царьград. Народ называл этот праздник также Ореховым Спасом, ибо к этому времени поспевали леснее орехи. Этот праздник проводился в слободах на свежем воздухе, под открытым небом.

     Праздники Успение и Семенов День(14 сентября) совпадали с окончанием уборки урожая и что заботы о будущем можно на время отложить, что с этого времени наступает период относительного отдыха, в нарядные праздничные осенние хороводы оповещали о подведении итогов минувшего года.

[главная] - [история города] - [история герба] - [природа] - [хозяйство] - [храмы] - [население] - [культура] - [города России] - [наш край]

(c) tarasenko and company 2005 year

Hosted by uCoz