[главная] - [история города] - [история герба] - [природа] - [хозяйство] - [население] - [культура] - [города России] - [наш край]

 

Святыни  земли  Белгородской

         К концу XVIII века во всех уездных городах Белгородской епархии имелись замечательные храмы. Только в Курске было построено 19 церквей. На месте старой крепости находился Знаменский мужской монастырь. В Свято-Троицком женском монастыре во время азовских походов Петра I появляется церковь Живоначальные Троицы. В 70-80-е годы церковь украшается лепниной. Женскому Троицкому монастырю принадлежала и Троицкая церковь. Построенная в 1734 году, она имела два этажа, большой купол, колокольню, окна с красивыми наличниками были построены в полукружке купольного барабана.

        В 1778 году был построен один из самых красивых соборов в г. Курске – кафедральный Казанский собор на Сергиевской улице (ныне улица Горького). Это образец архитектурного стиля, связанного с именем крупного архитектора середины XVIII века В.В. Растрелли (1700-1771).

      Собор был построен стараниями купца Первышева в честь преподобного Сергия Радонежского и казанской Божией Матери. Предание рассказывает, что задолго до середины XVIII века на посадской улице находился деревянный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, идейного вдохновителя единения и собирания русских земель в XIV веке. В церкви находился список почитаемой на Руси иконы Казанской Божией Матери, считающейся охранительницей России от врагов с востока.

   

      Во время пожара 1751 года Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепел, обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божией Матери. Жители увидели в этом особое предуказание Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Средства на постройку были собраны среди прихожан; особенно большой вклад сделал курский купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял другой курский купец Мошнин, в семье которого родился мальчик, ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых на Ркси святых – Серафим Саровский. А свое благословение дал на постройку храма и лично освятил епископ Белгородский и Обоянский, в будущем известный всей России белгородский чудотворец святитель Иоасаф.

          

        Более четверти века строился Троице-Сергиевский  собор. Нижний (будничный) храм был освещен в 1762 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Верхний этаж был освещен в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. По богатству убранства Троице-Сергиевский кафедральный собор не имеет себе равных сегодня в Курской епархии.

        В 1752 году был построен Введенский храм (ныне рядом с ж.-д. больницей по ул. Дубровинского). В 1767 году был возведен Михайловский храм (ул. К. Либкнехта). На месте Божедомского монастыря в 1768 была возведена Ильинская церковь, слывшая красотой своего убранства и прекрасным хором певчих.

        В Курске старейшим памятником городской архитектуры является здание, возникшее в последней трети XVII века (ныне ул. Пионеров, 6). Оно известно как “палаты воеводы Ромодановских”.

        В старинном селе Ивановское Рыльского уезда сохранился памятник архитектуры XVIII – палаты гетмана Мазепы. Сооружение палат гетмана Мазепы связано с воссоединением Украины с Россией в 1654 году и массовым расселением украинцев на пустующих землях юга Росси в Рыльском, Льговском и Путивльском уездах.

     

        В истории Белгородско-Курского края оставил свой след епископ Белгородский и Обоянский Иосаф, в миру Иоаким Горленко (1705-1754). Он родился в г.Прилуки под Полтавой в семье полковника казачьего полка, воспитывался в Киевской академии, затем стал монахом сначала Киевско-Межегорского, потом Киево-Братского монастыря. А в Бгоявление 1728 года посвящен в дьяконы и три года преподавал словесность для младших учеников академии. С 1737 по 1745 гг. Иосаф состоял игуменом Лубенского Спасо-Преображенского монастыря (ныне Полтавской области).

        Будучи лубенским игуменом, он был представлен императрице Елизавете Петровне. В присутствии государыни он произнес сильное по убедительности и богатое по содержанию слово о любви к Богу и ближним, свидетельствующее о прекрасном даровании проповедника.

        В начале 1745 года, по личному желанию императрицы Елизаветы ПетровныИоасаф был возведен в сан архимандрита с назначением его наместником Троице-Сергиевской лавры, одновременно оставаясь настоятелем Лубенской обители.

       В 1748 году по высочайшему повелению Иосаф возглавил Белгородскую архиерейскую кафедру. Святитель Иосаф много сделал для духовного, нравственного воспитания жителей Белгородской и Обоянской епархии, для укрепления здесь твердых устоев православной веры.

        

    В 1911 году епископ Белгородский святитель Иоасаф, спустя более полутора веков, был причислен русской православной церковью к лику святых.

    Святыня Белгорода – мощи святителя земли Белгородской Иоасафа – были обретены впервые в Свято-Троицком мужском монастыре 17 (4) сентября 1911 года. Торжественное богослужение их открытия совершал митрополит Московский Владимир.

   Второе обретение мощей святителя Иосафа ( после обнаружения их в феврале 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга) произошло в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода 17 сентября 1991 года.

    Впервые за существование Белгорода торжественное богослужение здесь по поводу второго обретения мощей святителя Иоасафа совершал Святейший Патриарх Московский И всея Руси Алексий II.

    Знаменательно, что прошло всего 4 года со смерти святителя Иосафа, как в уездном городе Белгородской губернии – Курске – родился Прохор Мошнин – в будущем святой Серафим Саровский, один из почитаемых на Руси святых, чудотворец и пророк.

    

    Он происходил из богатой купеческой семьи, которая была очень набожная и благочестивая. Исидор Мошнин строил новый храм во имя преподобного Сергия Радонежского, не жалея средств и пристально следя за постройкой.

     В 17 лет Прохор Мошнин решил стать монахом, служил в Саровской Пустыни, а затеи удалился в пустынную келью в сосновом лесу, где пробыл много лет. На 28 году от роду, 13 августа 1786 года, Прохор постригается в иночество, то есть становится монахом, окончательно избирая свой путь, и получает новое имя Серафим, что значит “пламенный”. Преподобному Серафиму было явление пречистой Богородицы, повелевшей ему принимать всех людей без исключения для исцеления и спасения их душ.

     Преподобный Серафим стал источником исцеления и наставления для всей Руси.

     В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен русской православной церковью к лику святых.

      [главная] - [история города] - [история герба] - [природа] - [хозяйство] - [население] - [культура] - [города России] - [наш край]

Hosted by uCoz

(c) tarasenko and company 2005 year